В условиях постоянных изменений, конкуренции, автоматизации и т.д. бизнес-идеи приобретают всё большую важность, а компетенция «креативное мышление» становиться, практически корпоративной компетенцией для многих отраслей бизнеса.
Сегодня хочу познакомить Вас с алгоритмом выработки оригинальных бизнес-идей, основанном на принципах парадоксального мышления.
Проблема: Генеральный директор заметил, что, когда его ИТ-компания была небольшой, люди часто спонтанно и неофициально встречались. Во время этих встреч появлялись лучшие идеи. В результате быстрого роста компании подобное общение (и число хороших идей)сократилось. Он пробовал использовать обычные способы стимулирования креативности (собрания, обеды, вечеринки, круглые столы и т.д.), но они не помогли генерировать новые идеи. Директор хотел воссоздать спонтанную творческую обстановку.м
1. Парадокс. Превратите проблему в парадокс. Одно из различий между творческими и обычными людьми заключается в их толерантности к противоположностям. Нужно спросить себя: Какова противоположность проблемы? Затем представить, что и то и другое существует одновременно.
Например, физик Нильс Бор был восхищён, когда обнаружил парадокс, согласно которому свет можно назвать и частицей и волной. Это противоречие привело к открытию принципа дополнительности, за которое он получил Нобелевскую премию.
Пример: парадокс ситуации в которой оказалась компания, состоял в том, что, если собрания не были спонтанными и неорганизованными, они не способствовали появлению новых идей.
2.Название книги. Резюмируйте парадокс в названии книги, охватывающем сущность и противоречие проблемы. Название должно состоять из 2-х слов: обычно из существительного и определения. Например: Сбалансированный беспорядок, Рациональная импульсивность, Неорганизованные собрания и т.д.
Пример: в нашем случае генеральный директор резюмировал парадокс в название книги "Неорганизованные собрания".
3. Аналогия. Найдите аналогию, отражающую сущность парадокса. Придумайте как можно больше аналогий и выберите наиболее подходящую.
Пример: генеральный директор нашел аналогию в природе: он подумал о серебристых ласточках, которые очень не организованно питаются отбросами, но успешно выживают.
4. Уникальная особенность. Какова уникальная особенность этой аналогии? Творческие идеи часто предполагают применение уникальных особенностей одного предмета к другому.
Пример: генеральный директор решил, что уникальная особенность его аналогии состоит в питании отбросами. Чайки собираются ради легкой добычи, когда рыбаки выбрасывают ненужную рыбу и куски рыбы назад в море.
5. Эквивалент. Используйте эквивалент этой уникальной особенности, чтобы прийти к новому пониманию.
Пример: эквивалент этой уникальной особенности мог бы состоять в том, чтобы заставить людей собираться вместе ради приличной, но недорогой еды.
6.Новая идея. Компания будет продавать недорогие деликатесные блюда в своем кафе. Дотируя стоимость деликатесной пищи, генеральный директор поощрит своих работников собираться в кафе (подобно серебристым чайкам, прилетающим за легкой добычей), чтобы в неофициальной обстановке пообщаться и обменяться идеями.
Уильям Гордон использовал этот алгоритм для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и более эффективную упаковку, которая не потребует заполнять пакет количеством воздуха, превышающим объем самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», выражающее суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость».
В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, сталкиваетесь с определенными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволили решить проблему с упаковкой, и это положило начало чипсам Pringles.
P.S. Познакомиться с разнообразными методиками для выработки оригинальных бизнес-идей можно на открытом курсе Креативность в бизнесе: как искать идеи и решать нестандартные задачи
P.P.S. Этот курс доступен и в корпоративном формате. Если решили нагенерить большое количество оригинальных бизнес-идей вместе с коллегами, оформите заявку и получите программу курса!