Стратегическая сессия: цель определяет результат

02/08/2023
Елена Белкина Елена Белкина

- Как оценить эффективность стратегической сессии? - частый вопрос, который я слышу от Заказчиков, планирующих провести сессию в первый раз. 

И в такой ситуации, я всегда уточняю: 

- Как Вы поймете, что стратегическая сессия прошла успешно? 

Критерии эффективности у каждого заказчика свои, поэтому и измерять на каждой сессии приходится разное и по разному.


Что будет критерием эффективности стратегической сессии?  


Для начала, чтобы оценить эффективность сессии надо сформулировать цели, которых важно на ней достичь, а на основании их - ожидаемые результаты.

Я всегда согласую с заказчиком 2 цели: рациональную и эмоциональную.

Рациональная цель - это содержательный результат, которого необходимо достичь ( например, 3 сценария развития компании (реалистичный, пессимистичный, оптимистичный) или дорожная карта реализации стратегии на 3 года с детализацией 1-го полугодия, и т.д.)

Эмоциональная цель - она про изменения в команде и отвечает на вопросы "Что должно произойти с командой на сессии? Как должна измениться команда после сессии? С чем (смыслы, видение и т.д.) должна выйти команда после сессии?" Иногда заказчик об этом не задумывается. Но, на мой взгляд, это очень важная цель, потому что, вовлекая команду в обсуждение вопроса и выработку решений, мы ожидаем изменений в деятельности, в поведении, в отношении к чему-либо. Важно эти ожидания сформулировать для себя, чтобы понять как можно повлиять на эти изменения.

Цели являются ключевым фокусом для фасилитатора при разработке сценария сессии и при подборе методов и технологий.


Как оценить достижение целей на стратегической сессии?


А теперь про инструменты, которые я используя для оценки эффективности сессии.

Достижение рациональной цели оценить достаточно просто: дорожная карта в согласованном формате либо есть - либо нет. При этом, важно обратить внимание на глубину проработки и полноту наполнения дорожной карты. А это непосредственная работа фасилитатора в процессе всей сессии. 


А вот с эмоциональной целью сложнее.

Оценку достижения эмоциональной цели я провожу на сессии и после неё. Для меня важно собрать обратную связь и оценить эффективность от всех вовлеченных в сессию лиц: ключевого заказчика (руководителя) и участников.   


Для этого на сессии я обычно использую:
1. Рефлексию в конце сессии (желательно визуальную). Обычно это ответы на 2-3 вопроса.
2. Вопросы-трейлеры (шкалы), с помощью которых делаю замеры в начале сессии и в конце.
3. Прошу сформулировать 3 дальнейших шага, которые команда сделает для реализации согласованных действий. Собираю и анализирую ответы участников.


Пример шкалы с сессии, для которой Заказчик ставил цель "Сформировать единое понимание целей компании до 2025 года, веру в их достижение". В начале сессии (синие фишки) понимание целей было на 70 %, а в конце (зеленые) уже 90%.  Вера в достижение целей: в начале сессии примерно 95%, в конце сессии - 105%. Количество участников, понимающих шаги для выполнения и перевыполнения плана увеличилось. Учитывая, что это руководители, значит и понимание, что делать и как для достижения плана в своем подразделении, стало более четким.


Обязательно с командой обсуждаю разброс фишек на флипчарте: Почему сейчас фишка на 50% ? Чего не хватает, чтобы она сдвинулась вправо? А фишка "более 100%", что означает? Почему сейчас (в конце сессии) фишки сместились вправо? Что на это повлияло?

После окончания сессии провожу встречу с Заказчиком, на которой оцениваем её эффективность. Обычно это происходит в формате интерактивной беседы, где, сначала,  я задаю вопросы и прошу поделиться своим мнением о сессии, а потом заказчик задает вопросы для уточнения и прояснения дальнейших шагов в реализации согласованных действий.

Ну, и конечно, собственная рефлексия и оценка эффективности обязательный пункт у профессионального фасилитатора для дальнейшего роста и повышения качества подготовки и проведения стратегических сессий.


Ну как, у вас появилось понимание как оценить эффективность проведения стратегической сессии? 

Подготовка и проведение стратегической сессии - это ряд системных мероприятий (интервью с Заказчиком и ключевыми участниками, планирование этапов, согласование сценария и ключевых вопросов, создание шаблонов для групповой работы и т.д.). которые должны быть направлены на прояснение и уточнение целей, а так же на подбор соответствующих методов фасилитации для достижения результата. Если у вас есть задача подготовить стратегическую сессию и необходима консультация - напишите мне elena.n.belkina@gmail.com . Я работаю как ведущая стратегической сессии и как ментор, помогающий в разработке сценария сессии под индивидуальный запрос. Мой опыт и экспертиза помогут Вам провести стратегическую сессию для команды, соответствующую Вашим целям, при этом сэкономить время на подготовку.   

Комментарии

Сообщения не найдены

Новое сообщение