В условиях постоянных изменений, конкуренции, автоматизации и т.д. бизнес-идеи приобретают всё большую важность, а компетенция «креативное мышление» становиться, практически корпоративной компетенцией для многих отраслей бизнеса.
Сегодня хочу познакомить Вас с алгоритмом выработки оригинальных бизнес-идей, основанном на принципах парадоксального мышления.
Проблема: Генеральный директор заметил, что, когда его ИТ-компания была небольшой, люди часто спонтанно и неофициально встречались. Во время этих встреч появлялись лучшие идеи. В результате быстрого роста компании подобное общение (и число хороших идей)сократилось. Он пробовал использовать обычные способы стимулирования креативности (собрания, обеды, вечеринки, круглые столы и т.д.), но они не помогли генерировать новые идеи. Директор хотел воссоздать спонтанную творческую обстановку.м
1. Парадокс. Превратите проблему в парадокс. Одно из различий между творческими и обычными людьми заключается в их толерантности к противоположностям. Нужно спросить себя: Какова противоположность проблемы? Затем представить, что и то и другое существует одновременно.
Например, физик Нильс Бор был восхищён, когда обнаружил парадокс, согласно которому свет можно назвать и частицей и волной. Это противоречие привело к открытию принципа дополнительности, за которое он получил Нобелевскую премию.
Пример: парадокс ситуации в которой оказалась компания, состоял в том, что, если собрания не были спонтанными и неорганизованными, они не способствовали появлению новых идей.
2.Название книги. Резюмируйте парадокс в названии книги, охватывающем сущность и противоречие проблемы. Название должно состоять из 2-х слов: обычно из существительного и определения. Например: Сбалансированный беспорядок, Рациональная импульсивность, Неорганизованные собрания и т.д.
Пример: в нашем случае генеральный директор резюмировал парадокс в название книги "Неорганизованные собрания".
3. Аналогия. Найдите аналогию, отражающую сущность парадокса. Придумайте как можно больше аналогий и выберите наиболее подходящую.
Пример: генеральный директор нашел аналогию в природе: он подумал о серебристых ласточках, которые очень не организованно питаются отбросами, но успешно выживают.
4. Уникальная особенность. Какова уникальная особенность этой аналогии? Творческие идеи часто предполагают применение уникальных особенностей одного предмета к другому.
Пример: генеральный директор решил, что уникальная особенность его аналогии состоит в питании отбросами. Чайки собираются ради легкой добычи, когда рыбаки выбрасывают ненужную рыбу и куски рыбы назад в море.
5. Эквивалент. Используйте эквивалент этой уникальной особенности, чтобы прийти к новому пониманию.
Пример: эквивалент этой уникальной особенности мог бы состоять в том, чтобы заставить людей собираться вместе ради приличной, но недорогой еды.
6.Новая идея. Компания будет продавать недорогие деликатесные блюда в своем кафе. Дотируя стоимость деликатесной пищи, генеральный директор поощрит своих работников собираться в кафе (подобно серебристым чайкам, прилетающим за легкой добычей), чтобы в неофициальной обстановке пообщаться и обменяться идеями.
Уильям Гордон использовал этот алгоритм для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и более эффективную упаковку, которая не потребует заполнять пакет количеством воздуха, превышающим объем самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», выражающее суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость».
В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, сталкиваетесь с определенными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволили решить проблему с упаковкой, и это положило начало чипсам Pringles.
P.S. Познакомиться с разнообразными методиками для выработки оригинальных бизнес-идей можно на открытом курсе Креативность в бизнесе: как искать идеи и решать нестандартные задачи
P.P.S. Этот курс доступен и в корпоративном формате. Если решили нагенерить большое количество оригинальных бизнес-идей вместе с коллегами, оформите заявку и получите программу курса!
Компания – это такой живой организм, в котором все решения и действия совершаются взаимосвязано и взаимозависимо, т.е. оказывая влияние друг на друга. Важно, чтобы несмотря ни на какие внешние факторы, участники команды могли вырабатывать эффективные совместные решения и двигаться к цели, достигая синергетического эффекта. Как это сделать?
Для повышения качества командной работы часто используется метод фасилитации.
Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
Как сформировать культуру эффективной совместной работы?
Вариант 1: Необходимо учить руководителей и членов команды навыкам организации и ведения совместной работы, преодолевая устоявшиеся навыки, привычки и убеждения.
Вариант 2: Приглашать профессионального фасилитатора для подготовки и проведения мероприятий, позволяющих достичь корпоративных целей.
Вариант 3: Эффективно сочетать 1 и 2 варианты, извлекая максимум пользы для организации совместной работы команды.
Когда фасилитация становится актуальной для Компании?
1.Компания планирует достижение следующих целей:
Какие преимущества дает правильно организованная совместная работа?
В заключении хочется ещё раз подчеркнуть важность эффективной совместной работы для достижения корпоративных целей организации. Используя метод фасилитации возможно добиться одновременно несколько значимых результатов для компании, решая основную задачу: повысить вовлеченность и мотивацию персонала, выстроить внутрикорпоративные коммуникации, повысить ответственность за принятие решений, развитие команды в целом и каждого в отдельности участника. Современные руководители всё активнее используют данный метод для организации эффективной совместной работы в команде.
Варианты проведения организационных и стратегических сессий методом фасилитации: смотреть здесь
Приходилось ли вам, работая над большим объемом информации, сталкиваться с ситуацией, когда возникала масса вопросов и весь материал казался разрозненным и бессвязным? Случалось ли вам, тратить на это часы, а иногда и целые дни, обдумывая и споря с коллегами в поисках смысла или решения?
Идеальным и простым инструментом для таких ситуаций станут обычные стикеры, потому что они обладают 3 уникальными преимуществами:
На тренинге "Стикеры, визуальный способ решения проблем», я подробно разбираю ключевые методики работы со стикерами, которые позволяют ответить на вопросы:
В этой статье я рассмотрю два варианта применения стикеров в групповой работе.
Вариант 1. Возникла необходимость разобраться в накопившихся вопросах, по которым нет сгруппированной информации: она находится в головах участников проекта или в разных программах и приложениях.
Цель этого варианта собрать разрозненную информацию.
Примеры вопросов для решения:
В такой ситуации первое, что необходимо сделать – это собрать всю информацию и зафиксировать в одном месте: как вариант на доске или флипчарте. Для этого удобно использовать стикеры, так как после сбора информации, её необходимо будет анализировать, группировать и т. д., а стикеры в этом случае возможно многократно перемещать.
Правила для участников:
Выгоды этого варианта:
Как организовать:
Пример заполненной карты: Почему большинство потенциальных сотрудников отказываются от предложения о работе в нашей компании?
Вариант 2 применяется, когда необходимо проанализировать информацию и установить сложные взаимосвязи, а также разобраться с особо запутанными и непонятными, на первый взгляд, проблемами. Это вариант может быть использован для творческих сессий, когда необходимо проанализировать полученную информацию, например, при использовании выше описанного варианта 1.
Цель этого варианта показать сложные взаимосвязи между элементами информации
Примеры вопросов для решения:
Выгоды этого варианта:
Как организовать:
Пример заполненной карты: Какая причина долгой обработки обращений Заказчиков
Как видите, стикеры – это удобный и доступный инструмент для анализа и решения сложных задач. Они могут использоваться как для проведения рабочих встреч, Planning meeting, так и для организационных и стратегических сессий.
No posts found